первооснова

  • 81ХИМИИ ИСТОРИЯ — В статье прослеживается развитие химии от самых ее истоков, с тех времен, когда человек учился добывать и поддерживать огонь и выплавлять с его помощью металлы из руд, далее через эпоху античности и Средние века до нашего времени периода… …

    Энциклопедия Кольера

  • 82МЕДИЦИНА — наука и практическая деятельность по предупреждению и лечению болезней. На заре своей истории медицина занималась в основном лечением, а не предупреждением болезней; в современной медицине профилактическое и лечебное направления тесно связаны, и… …

    Энциклопедия Кольера

  • 83ЭРАСИСТРАТ — (3 в. до н.э.), греческий врач и анатом, чье имя часто упоминается в связи с именем Герофила, вместе с которым они создали медицинскую школу в Александрии. Родился на острове Кеос, был медиком Селевка I Никатора, царя Сирии (312 280 до н.э.),… …

    Энциклопедия Кольера

  • 84ВЕЩНЫЕ ПРАВА — субъективные права гражданские, объектом которых является вещь, обеспечивающая субъекту возможность удовлетворять свои потребности, непосредственно воздействуя на вещь. В этом главное отличие В.п. от обязательственных прав (реализация последних… …

    Энциклопедия юриста

  • 85АБСОЛЮТ — (лат. absolutus безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и… …

    Новейший философский словарь

  • 86МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН — (Markus Aurelius Antoninus) (121 180) римский консул (с 140), римский император династии Антонинов (161 180), философ, представитель позднего стоицизма. Автор сочинения «Наедине с собой. Размышления». Бог у М.А.А. первооснова всего сущего,… …

    Новейший философский словарь

  • 87МАТЕРИЯ — (лат. materia вещество) философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в… …

    Новейший философский словарь

  • 88ПОППЕР — (Popper) Карл Раймунд (1902 1994) британский философ, логик и социолог. До 1937 работал в Вене, с 1946 до середины 70 х профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Автор и представитель школы «критического рационализма» попытки… …

    Новейший философский словарь

  • 89СУБСТАНЦИЯ — (лат. substantia сущность, нечто, лежащее в основе) философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она… …

    Новейший философский словарь

  • 90ЭЛИТЫ ТЕОРИИ — (франц. elite лучшее, отборное, избранное) социально философские, социологические и политологические концепции, утверждающие, что Э. доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и… …

    Новейший философский словарь

  • 91ЯН И ИНЬ — взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга,… …

    Новейший философский словарь

  • 92Мелодия —         (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …

    Музыкальная энциклопедия

  • 93Натуральные лады —         термин, обозначающий группу 7 ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н …

    Музыкальная энциклопедия

  • 94Свободный стиль —         свободное письмо (нем. freier Satz, harmonischer Kontrapunkt).         1) Понятие, объединяющее в историческое целое полифония, музыку (см. Полифония) разл. творч. направлений, пришедшую на смену строгому стилю полифонии эпохи Высокого… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 95Сметана Б. —         (Smetana) Бедржих (2 III 1824, Литомишль 12 V 1884, Прага) чеш. композитор, дирижёр, пианист, муз. обществ. деятель. Учился игре на скрипке у отца, пивовара, любителя музыки. С 5 летнего возраста участвовал в домашнем музицировании, играя …

    Музыкальная энциклопедия

  • 96Строгий стиль —         строгое письмо (нем. klassische Vokalpoliphonie, лат. stylus a cappella ecclesiasticus).         1) Историч. и художественно стилистич. понятие, относящееся к хор. полифонич. музыке эпохи Ренессанса (15 16 вв.). В этом смысле термин… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 97Танцевальная музыка —         в общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 98Символическое — Центральная категория структурно психоаналитической эстетики Ж. Лакана. Творческая функция речи толкуется как функция С., первичного по отношению к бытию и сознанию; речь предстает как универсальный источник креативности, порождающий как понятия …

    Энциклопедия культурологии

  • 99ПОДПОЧВА — ПОДПОЧВА, подпочвы, жен. 1. Порода или грунт, находящиеся непосредственно под верхними слоями почвы (геол.). 2. перен. Первооснова, глубокое основание (книжн.). Надо выяснить подпочву этих отклонений от общего правила. Толковый словарь Ушакова. Д …

    Толковый словарь Ушакова

  • 100Никаноров — НИКАНДРОВ НИКАНОРОВ НИКАШИН НИКОДИМОВ НИКОМЕДОВ НИКУШИН НИКУШКИН НИКОНОРОВ НИКОНОРОВ Существует целое гнездо крестильных имен, начинающихся на Ник , греческого происхождения и объединенные словом победа. Одни из были распространены широко… …

    Русские фамилии